Психологическая экспертиза
20.1 «Исследование психологии человека».
Объекты исследования.Живые лица (при очной экспертизе).
Особенности психической деятельности субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика), т.е. психическая деятельность лица в ситуациях, имеющих юридическое значение. Специфика объекта обусловлена недоступностью психики непосредственному познанию, однако исследование психической деятельности возможно через анализ действий и поступков, являющихся отражением этой действительности.
Источниками информации о психике являются материальные источники: материалы уголовного или гражданского дела, иные документы, описывающие жизненный путь человека, особенности психического развития, взаимодействия с окружающими, действия и поведение в юридически значимой ситуации, заключение или справки психиатра, материалы экспериментально-психологического исследования подэкспертного.
Задачи.
Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в уголовном процессе:- установление индивидуально-психологических особенностей обвиняемого;
- исследование юридически значимых эмоциональных состояний (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;
- установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление;
- установление психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством;
- установление способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;
- установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации (экспертиза способности свидетеля/потерпевшего давать показания);
- выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;
- установление эмоционального состояния допрашиваемого по видеозаписи следственного действия и его влияния на возможность давать показания.
Задачи, решаемые судебной психологической экспертизой в гражданском процессе:- исследование индивидуально-психологических особенностей родителей, уровня психического развития ребенка, систему взаимоотношений родитель – ребенок (в том, числе установление привязанности ребенка к каждому из родителей) по делам, связанным со спорами между родителями о воспитании и месте жительства детей;
- исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;
- судебно-психологическая экспертиза по делам о признании сделок недействительными.
Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:
Экспертиза психических состояний: аффект и иные эмоциональные состояния (применение ст. 107 и ст. 113 УК РФ):- Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Находился ли обвиняемый в момент инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с субъективными требованиями ситуации?
Экспертиза индивидуально - психологических особенностей:- Каковы индивидуально психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
- Могли ли индивидуально психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально психологические особенности как (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например повышенная враждебность, агрессивность, внушаемость, подчиняемость и т.д.)?
Экспертиза способности правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и давать о них показания:- Способен ли свидетель (потерпевший) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (применение ч. 3 ст. 20 УК РФ):- Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?
- Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими и если мог, то в полной ли мере?
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях (применение ст. 131 и ст. 132 УК РФ):- Способна ли потерпевшая с учетом уровня ее психического развития, индивидуально-психологических особенностей и психического состояния понимать характер и значение совершаемых с нею действий или оказывать сопротивление?
Судебно-психологическая экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством (применение ст. 110 УК РФ):- В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
- Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
20.2. Психологическое исследование информационных материаловОбъекты исследования:- информационные материалы (печатная продукция, аудио- и видеоматериал, переписки в социальных сетях и системах мгновенных сообщений, интернет-страницы, содержание блогов, сайтов).
Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:- установление направленности материалов по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма;
- установление психологического содержания и направленности аудио- и видеоматериалов (исследование аудио- и видеоматериалов оперативных и следственных действий), установление влияния внешних факторов на содержание речи (показаний);
- исследование межличностного взаимодействия по записям речи по делам о коррупции, мошенничестве, вымогательстве, угрозе;
- установление направленности информационных материалов по делам о побуждении и склонении к самоубийству;
- установление направленности информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних (в том числе совершенных с помощью сети Интернет).
Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом:
Типовые вопросы, которые могут быть поставлены перед экспертом: - Какова психологическая направленность информационного материала?
-Имеются ли в информационном материале психологические признаки побуждения к самоповреждающему либо суицидальному поведению?
-Направлен ли информационный материал на формирование у адресата готовности к лишению себя жизни?
-Содержатся ли в информационном материале приемы психологического воздействия, манипуляции? Если да, на что направлено данное воздействие?
-Какова социально-психологическая направленность информационного материала (коммуникативных действий)?
-Какова социально-психологическая направленность информационного материала?
-Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
-Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
-Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
-Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?
-Какова социально-психологическая направленность информационного материала или коммуникативных действий лица?
-Имеются ли в переписке психологические признаки побуждения либо принуждения партнера по коммуникации к совершению сексуальных действий?
-Имеются ли в переписке признаки оказания психологического давления, направленного на побуждение собеседника к совершению сексуальных действий?
-Какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников коммуникации?
-Имеются ли в речи или поведении участников коммуникации психологические признаки угрозы?
-Какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
-Имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические признаки побуждения к совершению действий по передаче/получению денежных средств (или иных предметов)?
-Носит ли коммуникация провокативный характер?
-Какова коммуникативная направленность речи участников разговора?
-Имеются ли в представленных объектах исследования психологические приемы, способствующие искаженному восприятию информации (сведений) и формированию неадекватного представления об оказываемых услугах и их условиях?
-Имеются ли в представленных материалах дела признаки единой системы психологического воздействия на потенциальных покупателей, каковы основные стратегии этого воздействия?
-Какова целевая аудитория, на которую направлена коммуникативная деятельность представителей организации?
-Направлена ли публикация (информационный материал) на формирование у адресата (целевого адресата или неопределенного круга лиц) негативного образа лица (физического, юридического)?
-Имеются ли ответные реплики ФИО в ходе допроса, зафиксированного на …, содержание которых определялось влиянием извне? Если да, то о каких обстоятельствах идет речь?